Рекомендуем прочитать

03.12.2009|11:12

Научить рабочего

Преподаватели оценили все методические находки
         коллег
Преподаватели оценили все
методические находки коллег

С помощью конкурса профессионального мастерства среди преподавателей дортехшкол и учебных центров Компания получила несколько десятков передовых образовательных методик и в ближайшее время начнет внедрять их на сети.

В пятницу состоялся финал первого в ОАО "РЖД" конкурса профмастерства среди штатных преподавателей, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочих кадров Компании.

"В период реформирования отрасли постоянно растут требования к обеспечению безопасности движения, а значит, и к уровню подготовки рабочих кадров", – говорит начальник департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Андрей Волков.

По словам первого заместителя начальника департамента управления персоналом Николая Стеблянского, активность, проявленная преподавателями технических школ, позволила Компании "получить множество технических и методических разработок, объективно оценить их практическую значимость и дать старт их распространению по сети дорог".

Сегодня в Компании насчитывается 51 дорожная техническая школа и учебный центр, в которых работают более 700 педагогов. Через эту корпоративную систему подготовки кадров ежегодно проходит более 70 тыс. рабочих.

По словам начальника Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала Галины Тихоновой, модернизация программ обучения не всегда успевает за теми инновациями, которые внедряются в Компании.

"Руководство дорог многое делает для того, чтобы в учебных центрах своевременно появлялись технические новинки, но документация на новую технику попадает в дортехшколы не систематично, и это настоящая проблема, – отметила она. – Организовывая конкурс, мы постарались привлечь к работе дортехшкол и учебных центров внимание главных инженеров департаментов, показать им потенциал наших педагогов и возможные пути сотрудничества".

Всего в конкурсе приняли участие более 150 преподавателей с 15 железных дорог (за исключением Сахалинской и Калининградской). Им необходимо было пройти три этапа: сначала отбор на уровне учебного центра или дортехшколы, затем – на уровне дороги и, наконец, финал. Он проходил в два тура. На первом конкурсная комиссия, состоявшая из специалистов департамента управления персоналом ОАО "РЖД" и Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала, заочно оценила методические разработки и из 41 перспективного проекта выбрала 12 для участия во втором туре финала. Он проходил в Москве в виде защиты авторских проектов.

Критерии оценки работ на протяжении всех этапов оставались неизменны и просты: новизна, тиражируемость (можно ли распространить полученный опыт), опробированность (проект должен реализовываться в школе или центре не менее года), эффективность (повышение усваиваемости знаний), успеваемость слушателей (насколько предлагаемый проект позволил улучшить результат квалификационного экзамена).

На финальной презентации проектов умудренные опытом, прекрасно владеющие предметом педагоги смущались и волновались, рассказывая о своей работе. Расписать тонкости отладки электрооборудования тепловоза, разобрать по винтикам работу тормозных механизмов или рассказать, как правильно устроить путь для высокоскоростного движения поездов – они и не такое могут. Постепенно конкурсанты входили в неподдельный азарт, переходя на специальную терминологию, забывая о регламенте, вовлекая в процесс всех присутствующих.

Преподаватель Тайгинской технической школы Игорь Осинцев решением конкурсной комиссии был отмечен сразу в двух номинациях ("Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте" и "Внедрение знаний о технических инновациях компании в подготовку рабочих кадров ОАО "РЖД").

– Заявку на участие в конкурсе я подал из любопытства – хотелось попробовать свои возможности, поделиться накопленными за 12 лет наработками, – рассказал он "Гудку". – К сожалению, нам, преподавателям дортехшкол, не так часто выпадает возможность пообщаться с коллегами, поделиться опытом и мнениями. А в финале встретились самые достойные педагоги практически со всех дорог, хотя каждый профи в своей области – кто в локомотивном, кто в путевом хозяйстве. Но узнать, что происходит у соседей – движенцев или локомотивщиков, – всегда интересно.

По словам участников конкурса, придумать оригинальный формат подачи знаний – половина дела, гораздо сложнее в условиях небольшого учебного центра найти технические средства для его реализации, например качественно озвучить учебный ролик или спроектировать трехмерные модели работы сложного механизма. Поэтому многие презентации конкурсантов можно было охарактеризовать как "кустарное производство".

Галина Тихонова говорит, что как раз конкурс и стал первым шагом в решении этой проблемы. "Проекты-финалисты будут доработаны и уже в следующем году растиражированы по всем учебным центрам Компании. Мы привлечем методистов, программистов, технических редакторов, чтобы помочь авторам превратить творческую идею в качественное учебно-методическое пособие", – рассказала она.

Практически все участники второго тура были отмечены в той или иной номинации. Призеры получили дипломы и ценные призы, а остальным участникам финальных испытаний организаторы приготовили памятные подарки и удостоверения участников конкурса.

Как сообщили в ОАО "РЖД", уже принято решение о том, что конкурс станет ежегодным. "Это не просто соревнование, – подчеркнул Николай Стеблянский, – это важная ступень повышения качества обучения через выявление творчески работающих преподавателей, распространение и популяризацию их опыта, вовлечение широкого круга педагогов в процесс внедрения инновационных методов обучения".

 

Ирина Заверняева
газета "Гудок"
3 декабря 2009 года

 

 


Справка

Победители смотра-конкурса профмастерства преподавателей дортехшкол и учебных центров по номинациям:

  • "Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте"
    • 1-е место – Игорь Осинцев, Тайгинская ДТШ (ЗСЖД)
    • 2-е место – Константин Коледов, Учебно-производственный центр (ОЖД)
    • 3-е место – Александр Верхоланцев, Тайгинская ДТШ (ЗСЖД)

  • "Внедрение инновационных методов обучения рабочих кадров ОАО "РЖД"
    • 1-е место – Евгений Казаков, Новокузнецкая ДТШ (ЗСЖД)
    • 2-е место – Александр Титов, Воронежская ДТШ (ЮВЖД)
    • 3-е место – Светлана Прокудина, Иркутский дорожный центр обучения (ВСЖД)

  • "Внедрение знаний о технических инновациях компании в подготовку рабочих кадров ОАО "РЖД"
    • 1-е место – Игорь Осинцев, Тайгинская ДТШ (ЗСЖД)
    • 2-е место – Виктор Геращенко, Саратовская ДТШ (ПривЖД)
    • 3-е место – Надежда Грамма, Курская ДТШ (МЖД)
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=2