Рекомендуем прочитать

15.04.2014|12:04

Виртуальные экскурсии. Применение онлайн-технологий при подготовке специалистов и рабочих кадров

А.В. Клепинов, преподаватель, Куйбышевский учебный центр профессиональных квалификаций
А.В. Клюканов, канд. техн. наук, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)

В настоящее время в России, с развитием систем связи четвертого поколения на базе LTE-сетей, все более привлекательными становятся технологии мобильного Интернета. Такие технологии позволяют передавать в реальном времени видеоизображение с высокой скоростью и четкостью. При должной нормативно-технической поддержке онлайн-технологии в скором будущем могут быть широко применены на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок.

Новым направлением, которое может быть реализовано уже сейчас, является применение онлайн-технологий в обучении и повышении квалификации кадров, а также при проведении технической учебы на производстве, Инновационное развитие ОАО "РЖД" невозможно без динамического роста качества профессиональных знаний сотрудников Компании, что определено в "Белой книге" ОАО "РЖД", поэтому применение онлайн-технологий в обучении кадров является актуальным.

Сегодня в учебных центрах профессиональных квалификаций, на факультетах дополнительного образования в железнодорожных университетах наряду с традиционными методами обучения используются и современные интерактивные средства на основе мультимедиа (обучающие видеофильмы, тренажеры и 30-модели). Однако при уже эксплуатируемой на железных дорогах новой технике визуальные средства обучения зачастую не успевают разрабатываться и издаваться.

Развитие инфраструктуры железных дорог требует современных подходов к освоению новых моделей вагонов. Одним из эффективных методов изучения является визуализация материальных объектов в режиме реального времени с возможностью диалога при обучении и трансляцией в любую точку России.

Проведение регулярных занятий на передовых предприятиях, оснащенных современной техникой, затруднительно с точки зрения обеспечения безопасности обучающихся. Кроме того, такие предприятия рассредоточены по сети железных дорог неравномерно, наиболее современные расположены в Европейской части страны, поэтому организация экскурсий большими группами из отдаленных районов экономически нецелесообразна.

Обучающие видеофильмы не дают эффекта присутствия обучающихся в реальном времени на предприятии, поэтому в настоящее время нет альтернативы виртуальной экскурсии. С целью повышения качества обучения, а также изучения новой техники и технологий в ОАО "РЖД" Куйбышевским учебным центром профессиональных квалификаций при сотрудничестве с Самарским государственным университетом путей сообщения (кафедрой "Вагоны" под руководством заведующего кафедрой, д-ра техн. наук А.Н. Балалаева) предложена и разработана методика применения онлайн-технологии; экскурсия без выезда обучающихся на современные предприятия.

Исходным этапом предлагаемой методики обучения является настройка онлайн-видеосвязи между предприятием и учебным заведением. Для этого аудитория учебного заведения должна быть оборудована устройствами по приему и визуализации видеоизображения и передачи звука, а предприятие - мобильными устройствами по фиксации и передаче изображения в реальном времени по сети Интернет.

В состав мобильных устройств входят: нетбук, 4G (3G) USB-модем, наушники с микрофоном, WEB-камера (action- камера), лазерная указка. На предприятии такими устройствами оснащается специалист по проведению виртуальной экскурсии - "экскурсовод". Нетбук находится в сумке-чехле, что не затрудняет движения экскурсовода, а закрепленная web-камера и лазерная указка на головном уборе обеспечивают фокус передаваемого изображения на уровне глаз. В некоторых случаях, например, для ознакомления обучающихся с подвагонным оборудованием, web-камера может быть размещена на телескопическом штативе с фонариком.

К средствам приема и визуализации видеоизображения и звука в аудитории относятся: проектор или плазменный телевизор; акустические устройства (наушники и микрофон); компьютер, подключенный к сети Интернет через USB-модем.

Наиболее подходящим программным обеспечением для реализации виртуальной экскурсии является виртуальная комната на платформе СДО ОАО "РЖД", имеющая весь необходимый функционал.

После настройки онлайн-видеосвязи между предприятием и аудиторией учебного центра специалист по проведению экскурсии начинает демонстрацию новой техники, при этом обучающиеся видят то, что видит сам экскурсовод.

Вo время экскурсии обеспечивается обратная связь с аудиторией и имеется возможность записи телетрансляции. В режиме диалога экскурсовод может "менять план и фокус видеосъемки, что улучшает восприятие увиденной информации обучающимися.

К другим достоинствам онлайн-технологии следует отнести: исключение возможности производственного травматизма обучающихся во время нахождения на предприятиях; высокую информативность и интерактивность учебного процесса; низкую стоимость оборудования для обеспечения видеотрансляции; возможность применения для обучения разным профессиям.

Виртуальная экскурсия при обучении рабочих кадров была опробована 4 успешно применяется в Куйбышевском учебном центре профессиональных квалификаций. Видеосвязь настраивалась с эксплуатационным вагонным депо Кинель, пассажирским вагонным депо Самара и полигоном Института транс­портной техники и сооружений Самарского государственного университета путей сообщения. Методика проведения экскурсий на базе этих организаций показала эффективность применения онлайн-технологии обучения при подготовке рабочих кадров вагонного хозяйства Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

Проект получил высокие оценки у руководства Компании и занял призовое место в конкурсе молодежных инновационных проектов "Новое звено 2013". В настоящее время проект проходит апробацию на трех дорогах - Куйбышевской, Свердловской и Горьковской. По результатам апробации проект будет внедрен на всей сети железных дорог.

К наиболее важным направлениям развития предлагаемой онлайн-технологии при обучении специалистов и рабочих кадров ОАО "РЖД" относятся: создание базы обучающих фильмов; обучение и повышение квалификации работников в реальном времени без отрыва от производства; дистанционные стажировки преподавателей на передовых предприятиях; проведение технической учебы в новом формате.

ВиртЭкскурс2.jpg  ВиртЭкскурс3.jpg  ВиртЭкскурс4.jpg

ВиртЭкскурс.jpg

Статья из журнала "Вагоны и вагонное хозяйство" №1(37) I квартал 2014 г.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1