Рекомендуем прочитать

18.01.2012|18:43

Техническое обслуживание тормозов грузовых вагонов на ппв

 
ustanovka_s
Рис.1 Мобильная установка для диагностики тормозов УДТМ
Руководством ОАО "РЖД" утверждена Концепция организации подготовки вагонов под погрузку в местах массовой выгрузки. Документ призван обеспечить основной углепогрузочный регион — Кузбасс — готовыми под погрузку вагонами, повысить производительность грузового вагона, увеличить маршрутную скорость, снизить себестоимость технического обслуживания, повысить протяженность гарантийных участков следования грузовых поездов.

Концепция предусматривает создание на станциях ряда дорог новых, оснащенных современными эффективными техническими средствами, пунктов подготовки вагонов (ППВ) с целью организации работ по подготовке и направлению порожних полувагонов под погрузку.

При подготовке к перевозкам ужесточаются требования к ходовым частям полувагонов:
  • равномерный прокат по кругу катания колес — не более 7 мм;
  • неравномерный прокат по кругу катания колес — не более 1 мм;
  • толщина обода колеса — не менее 25 мм;
  • толщина гребня колеса — не менее 26 мм.
Для обеспечения проводимой работы ППВ должен иметь здания, сооружения, устройства и оборудование, необходимые для качественной подготовки вагонов к перевозкам, а также для выполнения текущего отцепочного ремонта.

Средства технической диагностики на подходах к ППВ должны быть оснащены:
  • автоматизированным диагностическим устройством для измерения геометрических параметров колесных пар "Комплекс";
  • системой комплексного контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда типа КТСМ-02 с подсистемами контроля перегретых букс "Б";
  • автоматизированной системой централизации приборов безопасности АСКПС;
  • системой СКАТ, предназначенной для сбора, идентификации и передачи в АСУ ППВ оперативной информации от диагностических приборов.
Признано наиболее целесообразным создать 10 крупных ППВ, в том числе на Октябрьской дороге (Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Апатиты, Выборг), Московской (Смоленск, Брянск), Северо-Кавказской (Курганная, Батайск), Юго-Восточной (Лебеди, Казинка, Стойленская), т.е. в местах зарождения порожняка.

Новый механизированный ППВ состоит из следующих производственных участков, оснащенных самым современным оборудованием:
  • цех текущего ремонта в крытом ангаре;
  • открытая площадка с двумя путями текущего ремонта, оборудованная домкратными установками УДС-200 и козловым краном;
  • участок подготовки полувагонов к перевозкам, расположенный на двух открытых путях вместимостью по 15 вагонов каждый;
  • на одном из путей на всем протяжении функционируют две самоходные вагоноремонтные машины для производства кузовного ремонта легкого объема; на другом пути выполняются ремонтные работы по смене пружин, фрикционных клиньев и ремонту тормозного и автосцепного оборудования с применением средств механизации;
  • служебно-техническое здание с кладовой запасных частей, системой АСУ "Базовый стеллаж" и помещением оператора МППВ.
Для выполнения специализированных работ по ремонту вагонов внедрено следующее оборудование:
  • специализированная вагоноремонтная машина;
  • малогабаритные ремонтные комплексы на базе промышленных тракторов МКСМ-800 с набором навесного оборудования для смены крышек люков, поджатия люков, смены пружин и фрикционных клиньев;
  • мобильный ремонтный комплекс на базе трактора "Уралец ЧТЗ";
  • мобильный пост гидрофицированного инструмента для поджатия люков, смены пружин и фрикционных клиньев;
  • самоходный пост гидрофицированного инструмента на гусеничном ходу;
  • толкатель вагонов для их постановки на ремонтные позиции;
  • установка для испытания тормоза на вагоне УСОТТОР, которая позволила сократить время на испытание тормозов вагона до 18 — 20 мин и дала возможность сохранять параметры испытания тормозов;
  • установка для испытания тормозов у группы вагонов УДТМ (рис. 1) по требованиям, предъявляемым к тормозному оборудованию в эксплуатации.
Следует обратить особое внимание на техническое обслуживание тормозов грузовых вагонов. Осмотрщик вагонов, специализирующийся на обслуживании тормозного оборудования, должен не просто окончить соответствующие курсы, а хорошо знать устройство и действие тормозов, по характерным внешним признакам определять состояние оборудования, выявлять и устранять его неисправности.

При техническом обслуживании тормозного оборудования и испытании автотормозов грузовых вагонов проверяют:
  • техническое состояние тормозного оборудования и при необходимости проводят ремонт;
  • плотность тормозной системы вагона;
  • действие автоматических тормозов вагонов на торможение и отпуск;
  • действие выпускного клапана воздухораспределителя.
Проверку технического состояния и испытания тормозов грузовых вагонов выполняют на ППВ, оборудованных установками испытания тормоза. Управление установкой при испытании автоматических тормозов грузового вагона осуществляет оператор установки. Действие автоматических тормозов грузового вагона, исправность и правильность их включения контролируют осмотрщики вагонов.

При техническом обслуживании грузового вагона на пункте ППВ, вне зависимости от причин его отцепки, производится осмотр всего тормозного оборудования, деталей его крепления и предохранительных (поддерживающих) устройств, размещенных на раме вагона и тележках. При этом необходимо:
  • проверить наличие и исправность крепежных деталей и предохранительных (поддерживающих) устройств тормозного оборудования;
  • проверить исправность и действие поводков выпускных клапанов;
  • в тормозной рычажной передаче проверить наличие осей (далее — валики), шайб, шплинтов и правильность их постановки; шарнирные соединения смазать;
  • очистить, смазать и расходить детали стояночного и ручного тормоза;
  • на вагонах, оборудованных авторежимом, проверить исправность упора авторежима, опорной балки, контактной планки; проконтролировать положение упора авторежима относительно контактной планки, правильность крепления опорной балки и контактной планки; проверить положение валика переключения грузовых режимов торможения воздухораспределителя (далее — режимный валик воздухораспределителя), который в зависимости от типа тормозных колодок (композиционных или чугунных), типа и модели вагона должен находиться в положении среднего или груженого режима торможения;
  • на вагонах, не оборудованных авторежимом, проверить соответствие положения режимного валика воздухораспределителя типу тормозных колодок (композиционные или чугунные), типу и модели вагона, а также загрузке вагона;
  • проверить состояние тормозных колодок — они не должны выступать за кромку наружной грани обода колеса; толщина тормозной колодки должна быть более минимальной толщины, при которой, в соответствии с Правилами эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, тормозная колодка подлежит замене; колодки на одном триангеле не должны различаться по толщине более чем на 10 мм;
  • все выявленные при осмотре неисправности устранить, неисправное тормозное оборудование, предохранительные (поддерживающие) устройства и детали крепления заменить исправными, отсутствующие — поставить.
После устранения всех выявленных неисправностей тормозного оборудования производятся его приемка и испытание тормоза вагона на испытательной установке.

У отремонтированного вагона, предъявленного для приемки тормозного оборудования, необходимо:
  • проверить правильность монтажа и крепления всего тормозного оборудования;
  • проконтролировать регулировку авторежима (в случае его наличия);
  • проверить регулировку тормозной рычажной передачи и действие ее регулятора;
  • проконтролировать действие стояночного или ручного тормоза;
  • испытать тормоз.


ustanovka_s2
Рис.2 Автоматизированный передвижной комплекс испытания автотормоза грузового вагона


Крепление тормозного оборудования на вагоне должно соответствовать требованиям раздела 3 "Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов" № 732-ЦВ-ЦЛ. Регулировка авторежима на вагоне должна отвечать требованиям раздела 14 этого руководства, а регулировка тормозной рычажной передачи и проверка действия регулятора — требованиям раздела 17.

После регулировки тормозной рычажной передачи проверяют стояночный тормоз. Вращением штурвала следует привести его в действие. При этом у вагона с одним тормозным цилиндром все тормозные колодки должны плотно прижаться к колесам. У вагона с двумя тормозными цилиндрами контролируется прижатие всех тормозных колодок на тележке, соединенной со стояночным тормозом.

Затем следует выключить фиксирующий механизм стояночного тормоза и перевести штурвал из рабочего положения в нерабочее. Тормозные колодки при этом должны отойти от колес. Перемещение вала со штурвалом стояночного тормоза должно происходить без заеданий. Действие ручного тормоза проверяется после регулировки тормозной рычажной передачи в соответствии с подразделом 43.6 "Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов" № 732-ЦВ-ЦЛ.

При испытании тормоза вагона должны быть проконтролированы:
  • плотность тормозной системы вагона;
  • действие тормоза при торможении и отпуске;
  • действие выпускного клапана воздухораспределителя.

Испытание тормоза грузового вагона необходимо проводить на испытательной установке. Эту работу выполняют в соответствии с разделом 19 "Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов" № 732-ЦВ-ЦЛ. Испытательная установка, схема которой отличается от схемы типовой установки, должна быть допущена к применению в установленном железнодорожной администрацией порядке, а испытание на ней должно производиться в соответствии с руководством по эксплуатации этой установки.

Испытательные установки выпускают наши партнеры в Рязани. Но мы рекомендуем разработку ПКБ ЦВ — автоматизированный передвижной комплекс испытания автотормоза грузового вагона (рис. 2). Он прошел аттестацию во ФГУ "Ростест-Москва" (аттестат № 14 от 25.02.2011 г.), и это дает право работать УСОТ ТОР в условиях ППВ на законных основаниях.

Результаты испытаний тормоза вагона должны быть отражены в учетной книге установленной формы. При испытании на установке с регистрацией параметров испытуемого вагона результаты испытания должны быть сохранены в памяти ПЭВМ, а в учетной книге необходимо записывать дату испытания и номер принятого вагона за подписью лиц, производивших подготовку тормоза вагона к приемке и выполнявших приемку. Проведение испытаний на установке с регистрацией параметров при выключенных регистрирующих устройствах запрещается.

 

 

В.М. Телегин, канд. технических наук, ПКБ ЦВ ОАО "РЖД"
"Вагоны и вагонное хозяйство" №4 -2011

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1