Рекомендуем прочитать

19.07.2011|18:40

О современном образовании

Образование среднее? Нет, лучшее

Для России вывод системы образования в мировые лидеры – не просто благая цель, но стратегический императив: нам нужно лучшее в мире образование. В период рождения новых инициатив и многочисленных дебатов об образовании в России критически важно не снижать планку. Неудачи последних лет не должны демотивировать, пораженческий взгляд опасен и вреден. У России есть все необходимые условия для достижения самых высоких целей – вплоть до лидирующей позиции.

Уровень знаний и навыков школьников, квалификация учителей, методы управления школьными учреждениями резко разнятся от страны к стране и от региона к региону. В России огромный разрыв между лучшими и худшими школами. Поэтому не может быть единой "школьной реформы", директивно проводимой во всех школах страны. Меры и направления усилий должны дифференцироваться. Устойчивый прогресс школьной системы в России должен включать по крайней мере три следующие задачи.

Подтянуть отстающих (20% от общего количества) до среднего уровня. Эта мера – сложная в реализации – даст огромный социальный эффект, так как она напрямую направлена на обеспечение равных возможностей.

Повысить средний уровень эффективности системы. Главным направлением реформ должно стать повышение требований к учителям и директорам школ, их поддержка, профессиональное развитие и мотивация.

Дать реальный шанс инновационному образованию. Без масштабного развития обучения одаренных детей и инновационной педагогики национальная система образования не может претендовать на мировое лидерство.

Только хорошо обученные, интеллектуально и нравственно развитые люди способны поднять экономику на новый уровень. Нужно отстаивать принципиальную позицию: хорошие знания по каждому предмету необходимы каждому ученику, и школа ответственна за их обеспечение. А о качестве работы школ можно будет надежно судить, только если мы научимся постоянно отслеживать результаты.

Лидеры многих стран рассматривают совершенствование образования как важнейшую задачу. Тому есть множество причин. Все усиливающаяся глобализация рынка талантов дает дополнительные конкурентные преимущества государствам, занимающим лидирующие позиции в этой сфере. Сильная школьная система позволяет решить ряд социальных проблем: Образованное, культурное население менее подвержено порокам. В обществе развитых людей ниже преступность и склонность к нездоровому образу жизни, уровень бедности и асоциальности.

Выход в лидеры в высшем и среднем профессиональном образовании невозможен без передового среднего образования. Исследования показывают, что знания, недополученные в детские и подростковые годы, крайне сложно "добрать" во взрослой жизни. Средняя школа отвечает на только за обучение основным дисциплинам, но и за общекультурное развитие, формирование системы моральных ценностей, интереса к знаниям, способности трудиться и учиться. Важнейшая функция средней школы – обеспечить равные возможности выходцам из разных социальных слоев, поддержать школьников, чьи семьи в меньшей степени способны стимулировать их развитие, а также выявить и целенаправленно обучать наиболее одаренных детей, в кокой бы части страны они ни жили, - тех, кто в будущем составит интеллектуальную и творческую элиту России.

В ситуации, когда ставиться задача быстро достичь значительных результатов, необходимо изучить лучший применимый опыт и выстроить собственную программу действий, будучи детально информированным о чужих успехах и трудностях.

Компания McKinsey недавно завершила широкомасштабное исследование школьных систем разных стран и регионов. Все одни в ходе реформ перешли на новый уровень качества. Каждая совершила свой прорыв, причем с разных точек старта. Все участвовавшие в исследовании школьные системы были разбиты на четыре градации (низкая, средняя, высокая, отличная) – в зависимости от результатов, показываемых учениками на стандартных тестах.

об_образовании

Существует еще более высокая градация – "выдающаяся", но ее пока не достигла ни одна система образования в мире. В ходе исследования удалось выявить набор мер и принципов, обеспечивших быстрый (всего за несколько лет) и устойчивый результат. Школьные системы, находящиеся на одном уровне, достигали успеха примерно одни и теми же методами – вне зависимости от географического региона, уровня ВВП и исторического контекста. А вот для разных уровней "сработали" совершенно разные методы. Более того, оказалось, что успешные реформаторы сильных и слабых систем принимали прямо противоположные меры. Слаборазвитые школьные системы удалось существенно улучшить с помощью централизованного администрирования: введения стандартов, дополнительной подготовки, помощи учителям и простой отчетности, включающей несколько количественных показателей. Совсем иные меры: децентрализация принятия решений и расширение полномочий школ – позволили улучшить продвинутую систему образования.

Подтянуть отстающих. Необходимо поднять худшие регионы и школы (20% от общего количества) до среднего уровня. Эта мера – сложная в реализации – даст огромный социальный эффект, так как она напрямую направлена на обеспечение равных возможностей. Прежде своего, следует выявить наиболее слабый сегмент системы и направить туда адресную помощь, возможно, применяя методы директивной педагогики, то есть детально проработанные курсы по предметам и предписанные методики преподавания. Нужно внедрить и активно использовать систему тестирования на промежуточных уровнях обучения. Это позволит своевременно заметить самые слабые школы и учителей-предметников, объективно нуждающихся в помощи. Ранняя диагностика проблем, как и в медицине, даст шанс на их устранение.

В России представление о том, что учитель и школа обязаны дать каждому ученику определенный набор знаний и навыков, разделяют не все. Нужно отстаивать принципиальную позицию: хорошие знания по каждому предмету необходимы каждому ученику, и школа ответственна за их обеспечение. О качестве работы школ можно будет судить, только если мы научимся постоянно отслеживать результаты.

Оценка качества

В корпоративной среде система ответственности (или оценки качества) – необходимый и широко распространенный инструмент управления. В ее основе лежит набор ключевых показателей эффективности, в основном количественных, но все чаще и качественных. Они используются для оценки результатов работы подразделений, руководителей и сотрудников. Исторически в государственных органах и в исследовательской среде возникали дебаты о том, насколько показатели эффективности применимы к педагогическому труду и могут ли они устойчиво улучшить образование. Многие утверждают, что перенести этот инструмент из бизнеса в школу невозможно, так как количественно оценить работу учебных заведений и отдельных педагогов нельзя. На предпринимаемых в разных странах попытки формализовать оценку учителей и директоров профессиональное сообщество реагировало негативно. Успешно внедрить систему показателей в педагогический процесс редко кому удавалось.

Трудности и сопротивление при внедрении системы измерения результативности неизбежны, и мы столкнулись с ними уже на первом этапе – когда государство начало оценивать полученные в школе знания в форме единого госэкзамена выпускников. Тем не менее проводить государственные испытания необходимо, и не один, а несколько раз за курс средней школы. В Англии, например, все ученики проходят государственное тестирование начиная с 11 лет. Их результаты по таким предметам, как математика, английский язык и естествознание, публикуются по каждой школе отдельно. Это позволяет дифференцированно оказывать поддержку школам и более своевременно и эффективно распределять ресурсы. Но даже если показатели школ по разным предметам не публикуются, их все равно сообщают директорам и учителям. Это оказывает сильнейшее стимулирующее воздействие. У оценки качества, построенной только на государственном тестировании, есть ряд ограничений. Она может излишне сфокусироваться на измеряемых результатах и не учесть, например, работы педагогов по воспитанию у учеников личностных качеств, творческих и лидерских навыков. Кроме того, непродуманное использование, даже просто открытое распространение итогов тестирования может вызвать демотивацию школ и учителей. И все же нельзя ожидать быстрого успеха российской системы образования без развитой, детально проработанной и повсеместно внедренной оценки качества работы педагогов и школ.

Роль учителя

Исследование факторов, влияющих на уровень знаний учеников, выявили, что главный из них - качество преподавания, то есть конкретного учителя. Это кажется самоочевидным, но если посмотреть, куда направлялись и направляются огромные средства и усилия по совершенствованию системы образования в мире, легко понять почему так мало примеров успеха.

Другая важнейшая мера - аттестация учителей. Неквалифицированный педагог так же опасен, как неквалифицированный врач, и общество должно обеспечить профессионализм всех работающих учителей. В некоторых американских штатах учитель проходит пять степеней сертификации, причем первые две степени он должен одолеть достаточно быстро: по 2-3 года на каждую. Не подтвердил за это время свою квалификацию - ищи себе другую работу. Методика аттестации учителя очень важна. Само по себе ни хорошее университетское образование, ни стаж, ни пройденные курсы повышения квалификации не гарантируют требуемого уровня профессионализма. Результаты тестирования учеников тоже на могут быть единственным показателем квалификации учителя. Правильно оценить работу педагога можно, только собрав разные данные: результаты тестов и экзаменов учеников и работы школы в целом, оценка со стороны соратников по цеху, отзывы школьников и их родителей, наблюдения опытных педагогов.

Важная фигура в ряде систем среднего образования - учитель-наставник. В Великобритании до 5% учителей получают такой статус. Они тратят 80% своего времени на преподавание, а оставшиеся 20% - на подготовку мастер-классов и методических материалов, консультацию других учителей, наблюдение за их работой, организацию дополнительной подготовки молодых педагогов. В Сингапуре старший учитель-специалист разрабатывает новые методики и анализирует результаты, достигнутые учителями и школами, определяя приоритетные меры по дальнейшему совершенствованию работы.

Уровень школы определяется ее лучшим и худшим учениками; уровень системы образования - ее лучшей и худшей школами. К счастью, лучшие российские школы действительно находятся на высоте. В России существуют давние традиции обучения особо одаренных детей. Предметные спецшколы были распространены еще в советское время. Их ученики получали позитивный заряд на всю жизнь - эффект создавался как за счет объединения способных и заинтересованных школьников в более или менее одноуровневые группы, так и за счет продвинутых, специально созданных программ обучения. Особую роль играли школы-интернаты при ведущих вузах - в них талантливые дети со всей страны получали соответствующее их способностям образование. Этот элемент отечественной образовательной системы сыграл огромную роль в формировании интеллектуального ядра общества, особенно в области естественных наук.

Государственные системы обучения одаренных детей, созданные в разных странах, различаются по масштабу и охвату предметов. Так, например в Японии и Корее дифференцированное образование получает менее одного процента детей, в Сингапуре - до 5%, Малайзии и Великобритании - до 10%. Большинство систем дифференцированного обучения школьников имеет естественно-научное направление. В некоторых странах есть также музыкальные, художественные и спортивные спецшколы. Для России в сфере образования одаренных детей открытым остается вопрос его доступности. нет сомнения, что талантливый ребенок, проживающий в Москве, Санкт-Петербурге, сможет найти свою спецшколу. А вот для того чтобы найти и привлечь в систему дифференцированного образования молодые таланты из глубинки, потребуются целенаправленные усилия.

об_образовании2

НА ПУТИ РАЗВИТИЯ российской системы образования есть серьезное препятствие: само общество не обеспечивает полноценного спроса на высокое качество обучения. Главная причина падения интереса - коррупция. С нею связано отсутствие здоровой конкуренции. Если для того, чтобы достичь успеха, не надо быть высококлассным специалистом, обладать отличными знаниями и навыками, то зачем стремиться к получению самого лучшего образования? В среде, где успех, работу, состояние можно получить не столько за счет навыков, сколько за счет взяток, а материальное положение однозначно цениться выше, чем уровень образования и культуры, сложно заставить себя учиться. Школьники и студенты могут поддаться искушению минимизировать усилия по приобретению знаний, ограничиваясь формальными оценками, отсюда такие явления, как списывание. взятки за экзамены и покупка дипломов и аттестатов - дикость для любого цивилизованного общества. При реальной конкуренции компании начнут искать лучших специалистов и тем самым создадут спрос на отличное образование. Поэтому любые рассуждения на высоком уровне о том, что хорошие знания по всем предметам, возможно, не нужны всем школьникам, равно как и попытки частично переложить ответственность за образование детей со школы на родителей - крайне вредны.

Виталий Клинцов
Harvard Business Review – 2011 г.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога

Также по теме

screenRenderTime=1