Рекомендуем прочитать

29.04.2010|13:09

Немецкая модель первичного профессионального образования

rzd 

 

Центр научно-технической информации и библиотек - филиал ОАО «РЖД»

Дифференцированное Обеспечение Руководства

38/2010

Немецкая модель первичного профессионального образования

Немецкая система профессионального образования не ограничивается преподаванием навыков работы на рабочем месте. Одна из задач этой системы - дать ученику полноценное среднее образование.

Список профессий, по которым предлагается обучение, пополняется ежегодно на 3-15 новых позиций. В целом только за 1996-2008 гг. обучение стало вестись по 79 новым профессиям, а программы обучения еще по 215 профессиям из 346 были значительно обновлены.

Отличительной особенностью немецкой системы профессиональной подготовки является продолжительность обучения. Срок обучения колеблется от 2 до 3,5 лет, причем даже для профессий, которые не требуют высокого уровня квалификации. Система построена таким образом, что объем общетеоретических знаний, получаемый участниками подготовки, намного превосходит объем компетенций, необходимых для успешного овладения профессией. Такой объем знаний дается ученику как бы «на вырост» - если требования к выбранной профессии со временем значительно усложнятся, либо ему надо будет освоить другую смежную профессию.

Главным достоинством немецкой модели ученичества является действующая в стране система сертификации полученной профессии. Дипломы, свидетельствующие о получении профессии, действительны в общенациональном масштабе. Для работодателей они являются важным фактором, свидетельствующим об уровне подготовки. Получаемое учащимся профессиональное свидетельство признается на любом предприятии, тем самым для выпускников открываются широкие возможности трудоустройства.

Повсеместное признание выдаваемых дипломов является следствием стандартизации программ обучения, распространившейся на все отрасли экономики страны. Стандартизацией программ и требований к набору компетенции занимается Германский комитет технического образования DATSCH.

Один из главных вопросов, который возникает при анализе системы ученичества в Германии – почему немецкие фирмы так охотно участвуют в подготовке работников среднего уровня квалификации. Законодательство ни в какой форме не принуждает фирмы заниматься подготовкой кадров. Более того, содержание учебных центров является очень затратным делом, так как увеличивает расходы на рабочую силу, которые у немецких компаний и так значительно выше международных конкурентов.

По мнению специалистов, основная причина успешного функционирования немецкой системы профессионального обучения заключается в эффективно устроенном внутреннем рынке труда. Крупные компании оставляют у себя основную часть подготовленных ими специалистов - до 80-90% прошедших обучение. Возможности карьерного роста и системы мотивации удерживают работника на одном предприятии. В Германии средняя продолжительность стажа работы у одного работодателя значительно больше по сравнению не только с США, но и со многими европейскими странами.

Заинтересованность малых предприятий в развитии системы профессиональной подготовки более «меркантильна», она поддерживается возможностью использовать учащихся в качестве относительно дешевой рабочей силы. Профессиональные навыки во второй половине срока обучения приближаются к уровню «полноценного работника», однако размер стипендии никогда не превышает трети от средней заработной платы работника, имеющего трудовой договор. Это одна из причин, почему в период кризиса, когда крупные фирмы стремятся сокращать или, по крайне мере, не увеличивать число учеников, малые предприятия напротив расширяют набор.

Система ученичества в Германии не могла бы функционировать в отрыве от сложившейся институциональной среды. Так, функционирование системы профессиональной подготовки невозможно без устойчивой финансовой базы. Основной особенностью немецкой модели профессионального образования работников среднего уровня квалификации является ведущая роль работодателей в финансировании этой системы. Немецкие компании, независимо от размера и отраслевой принадлежности, активно инвестируют в организацию подготовки кадров среднего уровня квалификации. Из всех расходов на профессиональное обучение доля немецких фирм составляет подавляющую часть - 96%. Региональные правительства финансируют профессиональные школы, где ученики получают общие знания. Федеральное правительство выделяет ресурсы на проведение научных исследований в области образования. Учащиеся также участвуют в финансировании этой ступени образования, однако их доля невелика.

Система ученичества хорошо вписывается в систему организации производства. Промышленность Германии ориентируется на производство продукции в соответствии с требованиями заказчика. Обеспечение экономики кадрами, оптимальными по количеству и качеству подготовки, обеспечивает немецким компаниям серьезные конкурентные преимущества, несмотря на высокие затраты на рабочую силу.

Главным организатором системы профессиональной подготовки в Германии являются объединения работодателей и торговых палат. Торговые палаты контролируют весь процесс обучения - дают разрешение фирмам на организацию у себя центра подготовки, определяют стандарты обучения, утверждают программы, устанавливают срок обучения по каждой профессии, формируют комиссии по приему выпускных экзаменов, осуществляют мониторинг процесса обучения и вырабатывают предложения по совершенствованию системы подготовки. Вся информация от региональных и отраслевых палат стекается в Федеративный институт профессиональной подготовки (BIBB - двусторонний орган, состоящий из представителей работодателей и профсоюзов), который определяет перспективы профессионального обучения на будущее.

Регулярно проводимые опросы немецких работодателей свидетельствуют о том, что они очень положительно оценивают эффективность системы профессиональной подготовки в стране. Опрос, проведенный ВГВВ в 2009 г., показал, что эта система устраивает более 3/4 всех опрошенных.

Во многом благодаря системе профессиональной подготовки в структуре немецкой рабочей силы выше доля квалифицированных рабочих и техников, чем в других странах с рыночной экономикой. Нельзя не отметить также чрезвычайно низкую по мировым меркам долю молодежной безработицы в Германии, что также является заслугой системы профессиональной подготовки, развернутой в стране.

 

Уровень образования немецкой рабочей силы в сравнении со средним показателем для стран ЕС

 

ISCED 0-2

ISCED 3-4

ISCED 5-6

Германия

16

60

24

В среднем по ЕС-25

30

46

23

 

Примечание:

    ISCED - Международная стандартная классификация образования;
    0-2, 3-4, 5-6 - уровень квалификации (подготовки);

     

Источник: Труд за рубежом.-2009.-№3.-с.27-43

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=2