Передовой опыт

21.06.2009|17:27

Из опыта работы преподавателя высшей категории Воронежской дорожной технической школы машинистов локомотивов А.А. Потанина



Технология обучения машинистов локомотивов имеет определенную специфику и в значительной степени зависит от материально-технической обеспеченности учебного заведения.

Кабинет «Электровоз ВЛ80С» в Воронежской дорожной технической школе машинистов локомотивов оборудован электрифицированной схемой электровоза ВЛ80С, компьютером с мультимедийным видеопроектором, тренажером – развернутой электрической схемой двухсекционного электровоза переменного тока ВЛ80С и скройлером, содержащим комплект из 10 схем электровозов, эксплуатируемых на Юго-Восточной железной дороге.

При подготовке машинистов локомотивов классической формой организации учебного процесса является урок-лекция. В процессе лекции у обучающихся формируются основные понятия, при этом используются обучающие программы, видеофильмы и другие материалы согласно теме урока.

Кроме урока-лекции проводятся лабораторно-практические занятия. Они позволяют учащимся проверить усвоенный на уроке теоретический материал, практически применить полученные знания.

Использование тренажера позволяет развивать логическое мышление и находить максимально эффективное решение в любой ситуации. Логическое мышление рождается в проблемной ситуации, в которой обучающийся сам или с помощью преподавателя способен «открыть» неизвестное еще ему условие или способ профессионально-компетентного действия. Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в процессе которого моделируются условия творческого мышления.

Практические навыки вождения поездов учащиеся, согласно положению о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» № ЦТ-40, получают на компьютерных тренажерах «Торвест-Видео», разработанных в НПЦ «Спектр». Обучение на тренажерах по ведению поезда является суммирующими занятиями после получения теоретических знаний по предметам: «Устройство и ремонт электровозов», «Управление и техническое обслуживание электровозов», «Управление тормозами, приборы безопасности», «ПТЭ и инструкции» и действующим приказам ОАО «РЖД» и начальника дороги.


Практические занятия на тренажерах позволяют обучать будущих машинистов рациональным режимам вождения поездов на реальных участках и по реальному профилю, в том числе и в экстремальных ситуациях. Действия учащихся при ведении поезда контролируются компьютером и преподавателем, замечания которого распечатываются в протоколе поездки.

Во время урока по предмету «Управление и техническое обслуживание электровоза» производится анализ допущенных ошибок во время поездки, по замечаниям протокола задаются вопросы и при правильных ответах оценивается результат поездки с выставлением оценки в журнал. При неудовлетворительных ответах назначается дополнительная поездка.

Максимальное использование материально-технической базы школы в процессе обучения позволяет повысить уровень подготовки учащихся.



Материал подготовил преподаватель
Воронежской дорожной технической школы
машинистов локомотивов
А. А. Потанин.

 

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1