Передовой опыт

01.03.2011|18:06

В Саратовской дорожной технической школе предмет "Правила технической эксплуатации, инструкции и безопасность движения" преподают с помощью авторской методики полного усвоения знаний

"Ценность методики, разрабо­танной нашим педагогом Еле­ной Плотниковой, заключается в том, что тяжёлый, с множе­ством технических формулиро­вок, потому и скучный, но очень важный предмет, связанный с безопасностью движения поез­дов, превратился в увлекатель­ный. Если раньше уроки ПТЭ походили на сонное царство, и курсантов нужно было посто­янно взбадривать, то теперь у них глаза горят, а преподаватель только успевает отбиваться от вопросов", - рассказывает на­чальник Саратовской дорож­ной технической школы Артур Николаев. урок в Саратовской ДТШ

А всё дело в методе препо­давания Елены Плотниковой, который сильно отличается от традиционной технологии веде­ния урока. Если обычно он начи­нается с проверки домашнего за­дания, продолжается лекцией, а заканчивается закреплением ма­териала и домашним заданием по пройденному материалу, то Плотникова применяет метод опережающего домашнего за­дания.

"Новую тему, которую будем изучать на следующем уроке, я озвучиваю в конце проведён­ного занятия и предлагаю уче­никам, а это машинисты и по­мощники, самостоятельно в ней разобраться, чтобы начать урок не с нудной лекции, а с активной дискуссии. Будучи в теме, они за­дают мне вопросы, общаются со мной на равных. Ни один из 30 курсантов не отсиживается вти­хомолку, все втянуты в действо, которое перемежается экспресс-тестами и итоговым контролем знаний: это либо ещё один тест, либо репетиция ответа на экза­менационный вопрос", - делится Елена Плотникова.

Себя она называет не пре­подавателем, а менеджером, который организует процесс обучения.

"Я редко читаю лекции, потому что не считаю это продуктивным. Коня можно подвести к воде, но заставить его пить невозможно. Только самостоятельное добывание знаний активизирует работу учащихся", - говорит Елена Плотникова.

Её уроки, как правило, про­ходят по разным сценариям. Например, применяя принцип самообучения и взаимообуче­ния, она делит группу на четыре подгруппы, каждой из которых даёт соответствующее задание и источник информации. Уче­ники должны успеть изучить материал, составить конспект и обменяться записями с участни­ками других групп.

"После этого они экзаменуют друг друга, причём так яростно, что желание вздремнуть в классе им не приходит и в голову", -добавляет Елена Плотникова.

В таком режиме предмет, изложенный в учебниках тех­ническим языком, усваивается гораздо продуктивнее, считает преподаватель.

Разбуди ночью, например, будущего машиниста Николая Спицина и задай вопрос о по­рядке приёма поезда на стан­цию по запрещающему сигналу, отчеканит 6 вариантов ответа, как "Отче наш": "Поезд может быть принят на станцию на за­прещающий сигнал светофора только после регистрируемого приказа дежурного по станции, переданного по радиосвязи или по специальному телефону, рас­положенному у входного свето­фора. Либо по регистрируемому приказу поездного диспетчера или письменному разрешению дежурного по станции, а также по пригласительному сигналу и по специальному маневровому светофору, расположенному на мачте входного светофора. К тому же машинист обязан предупредить об остановке машиниста следом идущего состава, а самому подать сиг­нал бдительности и идти по станции со скоростью не более 20 км/ч с готовностью остано­виться в любую минуту".

Таких правил по безопасности движения поездов, регламенту работы локомотивных бригад не перечесть.

"Доказательством усвоения знаний и вовлечения кур­сантов в процесс овладения профессией служит низкий процент неуспевающих по предмету, а также итоговые карты памяти, добровольно созданные курсантами по­сле окончания изучения про­граммы ПТЭ", - считает Артур Николаев.

Карты - это особая гордость Елены Плотниковой. На листах формата газетного листа цвет­ными ручками и карандашами изображены железнодорожные станции, пути, детали стрелоч­ных переводов, устройства элек­троснабжения и колёсные пары с подписями под рисунками -кодированной информацией. Взглянув на свою карту, похожую на комикс, курсант освежит зна­ния по всем 16 главам ПТЭ.

Есть карты и поменьше (ма­шинописный лист). В центре одной - рисунок кудрявого улыбающегося машиниста, окружённого облаками мыс­лей. Одновременно он думает о конструкции локомотива, о регламенте переговоров, ко­торый обязан соблюдать и при этом следить за свободностью пути.

Авторская методика Елены Плотниковой победила в смотре-конкурсе профессионального ма­стерства преподавателей техни­ческих школ и учебных центров РЖД, который прошёл в конце прошлого года в Москве.

"Эта победа - обобщение моего 20-летнего педагогиче­ского опыта, результат которого успешно внедряется в учебную программу Саратовской дорож­ной технической школы", - гово­рит Елена.

 

Инга Быкова, собственный корреспондент газеты "Гудок", г. Саратов

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=2